Г.е.н.и.а.л.ь.н.о.

Анастасия Козлова

 

А как иначе?! Ведь сам Сальвадор Дали приехал в Стамбул!

На правах поклонницы творчества Дали и человека, который «знаком» с ним уже давно, предположу, что если б гений 20 столетия приехал посмотреть на место своей выставки, он был бы крайне доволен. Во-первых, Стамбул. Во-вторых, дворец Топхане-и-Амире. В-третьих, что также немаловажно, помимо Дали и всегда неравнодушных зрителей во дворце больше никого. Все смотрят только на него. Он это так любит…

Даже если вы совсем хладнокровны (к живописи), поверьте, вас обязательно «согреет» сюрреалистический взгляд Дали на окружающую нас действительность. 121 литография, уверена, откроют вам нового художника. Это не столь избитые взглядами полотна, широко представленные публике посредством современных медиа или популярных экспозиций. Именно эти работы Сальвадора Дали в деталях, сквозь ненужный пафос, помогают разглядеть настоящее мастерство художника XX века. Подле каждой литографии хочется непременно остановиться и заглянуть внутрь. Внутрь произведения. А если повезет, то и самого творца.

Интересно, но сам Дали никогда не позволял фотографировать себя во время рисования. Говорят, именно в эти часы его могли застать настоящим… Сосредоточенным, серьезным, погруженным в себя… Очень советую и Вам, дорогой читатель, постараться разглядеть в этих работах настоящего, не публичного «комика-клоуна». Лично мне удалось это сделать именно на этой выставке, во дворце Топхане-и-Амире.

Контент экспозиции сосредоточен вокруг трех довольно масштабных серий художника: «Воспоминания о сюрреализме», «Божественная комедия» и «Ужин для Гала». В двух словах о каждой.

Воспоминания о сюрреализме. Эта серия – по сути гид исторического становления сюрреализма, от дадаизма до философских исканий Дали в 60-х годах. Литографии были напечатаны в 1971 году в Париже и представляют действительную ценность для понимания мироощущения Дали. Основные символы, к которым прибегал художник, включая часы, бабочек, костыли, Гала и, конечно, его самого, стали печатью сюрреализма сквозь века.

Ужин для Гала. В детстве он мечтал стать поваром. Ох, не знаю, если б такой человек стал поваром… Взгляните на литографии этой серии и вы поймете мою иронию. 12 картин и небывалый поток мыслей, вкусов, запахов, цвета, света и теней.

Божественная комедия. Знаете ли, это поистине божественно! У этой серии очень интересная история создания. В 1951 году Дали получил заказ от правительства Италии на изготовление 100 иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Однако общественность Италии ревностно восприняла этот заказ, и его пришлось отменить. Однако Дали (ради самого Данте) закончил эту серию ксилографий, лично нашел издателя, и уже в 1963 году «Божественная комедия» с иллюстрациями Сальвадора Дали была сдана в печать. Совет: если вы не читали «Комедию», перед походом на выставку, обязательно восполните пробел. После вы не пожалеете ни о том, ни о другом…

Вдруг вспомнилась одна из фобий Сальвадора. Он крайне не желал умирать, хотел, чтобы Дали стал бессмертным. Что ж, пока, уважаемый Сальвадор, Вам это прекрасно удается.

P.S. Выставка Сальвадора Дали продлится до 26 февраля. Стоимость билета – 10 лир, студентам – 5. Каждый день с 10 до 19 часов гений ждет вас в гости.