Турецкая вышивка периода Османской империи

Турецкая вышивка периода Османской империи

Основными техниками в Тюркской вышивке были гладь, вышивка "ёлочкой", стебельчатый шов, тамбурный шов, а также турецкий шов.

A+A-


Щит: аксессуар, который носили вместе с парадным костюмом. Металлический лист круглой формы с деревянной ручкой изнутри, обтянутый вышитой шелковой тканью. На парадах щит держали одной рукой. Существуют прекрасные образцы щитов, датируемые классическим периодом.

Феритико: вид домотканого сукна, которое ткали жители горных поселений Ризе. Ткали из льна, природный цвет которого бежевый.

Вышивка фестон: вид вышивки, которая вышивалась по краям ткани и вместе с украшением служила и оверлочным швом для ткани.

Рамка для фотографии: рамка для фотографии, которую делали из вышитой ткани. Получила распространение в конце 19 века.

Пяльцы: вид колец для вышивания, на которые натягивали вышиваемую ткань. Некоторые виды имели квадратную форму и ножки.

Свадебное платье: платье, надеваемое невестой в день свадьбы. Обычно были распространены платья, сшитые и украшенные вышитыми узорами в Стамбуле. Кроме этих, в некоторых центрах вышивания шили собственные свадебные платья.

Фата: дополнение головного убора невесты. Изготавливается из тонкой ткани. Фата, в зависимости от платья невесты, имела прямоугольную и квадратную форму. Иногда украшалась вышитыми узорами.

Рубаха: рубаха с длинными рукавами без воротника. Надевали под верхнюю одежду. Надевали как мужчины, так и женщины. Шили из шелка, хлопкового сукна и льняной ткани.

Гоземе: вид турецкой вышивки, которая отделяет внешние и внутренние контуры вышитого рисунка. Выполняется в виде касательной полосы.

Хамайлы (бант): лента шириной в 15 см. Перевязь.

Вышивка хасыр (плетеная): вид плетеной вышивки. В турецких вышивках начиная с 18 века использовалась при вышивания стеблей растительных узоров.

Хавлу (полотенце): вид банного полотенца из хлопковой ткани, украшенный по краям вышитыми узорами. Использовался в банях для вытирания тела. Состоял из комплекта в три полотенца. Самые красивые виды этих полотенец использовались при смотринах в женских банях.

Занавесь для двери: декоративное покрывало с вышивками, которое закрывало дверной проем. Во Дворце-музее Топкапы находятся образцы, датируемые 19 веком, сделанные из бархата и атласа.

motif05-002.jpg

Лента-повязка: прямоугольная лента с вышивками, шириной 3-5 см в основном для закрепления волос или для закрепления головного убора на голове.
Чехол для колпака, на который наматывают чалму: чехол декоративного или защитного характера, размерами 100 х 10 см. Среди этих чехлов встречаются образцы, датируемые 16 - 17 веками. Некоторые чехлы имеют вид фаты. Используются в основном для защиты колпака, на который наматывают чалму, от пыли. Одна группа этих чехлов вышита узорами, которые устремлены в одну точку. В классические времена чехлы шили из льняной ткани, а в 18 - 19 веках начали использовать атласную ткань.

Пояс: прямоугольный бант, пояс, который был вышит различными узорами и использовался для декоративного и функционального применения.

Кошель: мешочек прямоугольной, треугольной и цилиндрической формы с тесьмой на верхних краях, украшенный разными вышитыми узорами. Использовался для хранения денег, табака и печатей.

Вырезанный ажур: вышивка толстыми нитками, обычно с использованием ниток двух цветов. Этой вышивкой украшали края ткани. После вышивания поперечные нити ткани, которые оставались не покрыты вышивкой, удалялись.

Материя, окрашенная хной: маленький платочек треугольной формы, который наматывали на руку невесты во время помолвки.

Вышивка тесьмой: вышивка тесьмой, которая вшивалась в ткань в виде узора самой ткани. Этой работой в основном пользовались для украшения краев ткани. Особое внимание привлекают тройные юбки 18, 19 и 20 веков, края которых вышиты тесьмой, схожей с узором самой ткани.

Двухсторонняя вышивка: в некоторых источниках называется «тонкой работой». Ручная вышивка, где рисунок вышивки на обеих сторонах ткани одинаков. Особого внимания достойны образцы 17-го века. Среди этих образцов находятся покрывала, подушки и чехлы для колпаков для наматывания чалмы. Является классической турецкой вышивкой. Каждый стежок вышивки по своей ширине равен 5-и ниткам вышиваемой ткани. Вышивка ведется или по прямой, по длине вышиваемого материала, или же по диагонали, с каждым стежком переходя на следующую нить.

Отрез ткани: вышитый отрез ткани размером 90 х 400 см. Данные отрезы ткани использовались либо для подарка, либо отдавались портным для шитья одежды. Привлекают внимание отрезы ткани, которые дошли до наших времен с 19 века.

motif00.jpg

Чехол для Корана: чехол или же коробка, в которой хранили священный Коран. Как чехлы, так и коробки имели вышитые узоры.
Покрывало для лампы: вышитое покрывало, которым накрывали нижнюю часть керосиновой лампы.

Машинная вышивка: вышивка на машинке, которую в 1830 году изобрел Тиммонье. Данную машину для вышивания в 1846 году усовершенствовал Элияс Ноу, в 1865 году она была ещё раз усовершенствована Зингером, а 1880 году в эту же машинку свои усовершенствования внесли Гровер и Бекер. Машинная вышивка немногим отличалась от ручной. На этой машинке можно было вышивать цепью и канителью. Отличали этот вид вышивки от ручной вытягиванием одной стяжки. При вытягивании стяжки ручной вышивки узор не расходится. Еще одна отличительная черта - обе стороны ткани имеют одинаковый рисунок.

Макраме: маленькая шаль, размерами 50 х 110 см, сделанная в виде макраме. По размерам напоминает коврик для совершения намаза, по краям имеет вышивку в виде бордюров.
Носовой платок: вышитый кусок ткани в виде квадрата с размерами 50 х 50 см, носили в руках или же на поясе. Существовали разные носовые платки: платок для ношения табака, обрядный платок и прочие. Носовой платок имел вышивку по краям или же вышивались противоположные углы платка. Среди обрядных носовых платков встречаются образцы, которые вышиты и по центру.

Металлическая нить: нити из золота, серебра и меди. Медные нити в последующем покрывали позолотой. Среди металлических нитей есть вид, где используется шелковая и металлическая нить, которые скручены между собой. Данный вид в народе называли «сим».

Вышивка крестом: в некоторых источниках называются «треугольной турецкой вышивкой». Вышивка шьется по строгому расчету. При этой вышивке обе стороны ткани имеют одинаковый рисунок. При вышивании этим типом, если не натягивать нить, получается узор, похожий на ажурную вышивку. Начинается так же, как и вышивка по диагонали, но образует треугольник между двумя стежками.

Бузина черная: получила свое название от цветка, узор вышивается по строгому расчету и имеет одинаковый вид с обоих сторон ткани.

Носок деревянных сандалий: тонкая полоска вышитой ткани, которую прикрепляли к деревянной подошве.

Подставка под поднос или покрывало для подноса: первая обычно имеет круглую форму радиусом в 50 см, имеет вышитую матерчатую поверхность. Вторая обычно имеет круглую форму радиусом в 80 см. Встречаются и покрывала квадратной формы. Покрывало имеет вышитый узор.

Занавеска для печи: покрывало, которым закрывали высокие печи в комнатах. Использовалось в декоративных целях и имело вышитый узор.
Колчан: чехол, внутри которого находились стрелы для лука, обычно имел вышитые узоры. Во Дворце-музее Топкапы хранятся образцы вышитых колчанов, которые помимо вышитых узоров еще инкрустированы алмазами, рубинами и жемчугами.

Испытательное полотно: кусок материи, на котором учеников обучали вышиванию. На этой ткани были вышиты образцы узоров, которые разучивал ученик.

Женские шаровары: в некоторых регионах империи под свадебное платье надевали вышитые шаровары.


Занавес: вышитое покрывало квадратного вида, которое закрывало оконный проем или делило шатер на комнаты. Сверху занавеси дополнительно вешали короткие шторки.
Песент: повторяющаяся вышивка, которая имела одинаковое количество элементов на повторяющихся узорах. Распространенный вид турецких вышивок, использовался во всех столетиях и имел одинаковый рисунок на обеих сторонах ткани.

Полотенца и салфетки: первое - кусок материи прямоугольной формы, вышитый по краям. Использовался для вытирания рук и лица после умывания. Второе - кусок вышитой материи, о которую вытирали руки после еды или же стелили на колени во время еды. Есть образцы, которые имели большой размер. Данные образцы стелились на колени всех присутствующих за софрой.

Пушиде: атласное или бархатное покрывало для саркофагов и гробов. Обычно украшались вышивкой в виде геометрических фигур, растительных узоров и сур из священного Корана.
Матерчатые таблички для саркофагов: обычно находились в передней части саркофага и содержали данные о покойном. Украшались вышивками.

Завернутый шов: является стилем свободной вышивки. Обычно этой вышивкой закрепляли края другой вышивки. В период классической турецкой вышивки носил вспомогательный характер. В более поздние века выполнялся на машинке и был схож со швом в виде оверлока. Особое внимание привлекают образцы. выполненные в Бурсе и Конья.

Санджак юзю (покрывало-люлька): матерчатое или кожаное покрывало, на котором укачивали детей. Покрывало завязывали за углы и подвешивали. И матерчатое, и кожаное покрывало люльки украшали вышитыми узорами. Красивые образцы сохранились в Музее культуры и истории г. Бейпазары и в городском музее г. Афьон.
Тент: большое полотно, натянутое на форму в виде зонта, использовался для защиты от солнца и дождя. От периода Османской империи сохранились тенты разных величин и форм. В Военном музее хранится коллекция тентов того периода. Особое внимание привлекает тент султана Мурада, датируемый 1224 годом.

Седжаде (коврик): вышитое покрывало в виде коврика. Использовался для совершения намаза. Существовали коврики для совершения намаза больших размеров, на которых могли совершать намаз 5-10 человек. Особое внимание привлекает коврик для совершения намаза, который хранится во Дворце-музее Долмабахче под инвентарным номером 12/3506. На этом коврике вышивка имеет три разных узора, первый под ногами, другой под местом, который приходится под колени, третий на верхней части коврика.

Серпуш (головной убор): вид головного убора из войлока, имеющий вышитый узор. Образцы находятся в Военном музее Мачка.

Сусма: вид плетенного узора в виде треугольника, квадрата или «баклавы» - вида турецких сладостей, вышивается с использованием подсчета нитей вышиваемого материала. Вышеприведенные узоры в основном используются последовательно и окрашиваются в один цвет. Встречаются образцы, окрашенные в разные цвета. Делятся на вышивку тонкой работы и на вышивку с использованием толстых нитей.

Костюм для мальчика в день обрезания: костюм состоит из накидки, колпака, амулета, кошеля, манжет и жабо. В период Османской империи такой костюм продавался на рынках Стамбула, откуда распространился на центральную Анатолию и Румелию.

Шаровары: просторные штаны, которые надевали как мужчины, так и женщины. Шились из атласа, бархата и сукна. Украшались вышитыми узорами. По бокам находились карманы. Штанины по бокам украшали вышивкой в виде тесьмы. В мужском костюме шаровары дополнялись жилетом и кафтаном. Похожие дополнения имели и женские шаровары. Шаровары с кафтаном были традиционной одеждой на помолвках.

Напольный ковер: использовался как для декорации дома, так и по своему назначению. Среди вышивок на коврах прослеживается две группы: ковер, вышитый по краям, и ковер, вышитый узорами, исходящими от центра.

Колпак: мужской головной убор без козырька и полей. Иногда украшался вышитыми узорами или вышивался золотом и серебром.
Бахрома трона: покрывало для трона, края которого имели бахрому длиной в 20 см. Особенно распространено было в 19 веке, когда вместо подола платья падишаха гости двора начали целовать бахрому трона.

Тель кырма (поверхностная вышивка): вышивка с рисунком в виде креста, вышивалась с использованием серебряных и золотых нитей, при вышивании использовали плоскую иголку. Вышивка велась по диагонали ткани и образовывала рисунок скрещенных букв (Z). Использовалась в основном мастерами Йозгата и Коньи.

Плоская игла: иголка, используемая для особого вышивания, в отличии от обычной иголки имела большое ушко.

Нос тапочек: обычно нос домашних тапочек из бархата, который вышит узорами.

Тырнак (подставка): подставка, которая состоит из вышитой материи, растянутой на деревянном каркасе. Вошли в моду в 19 веке. Прекрасные образцы этих подставок хранятся во Дворце-музее Долмабахче.

Фартук для бритья: вышитая накидка прямоугольной формы, которая завязывалась со спины при стрижке волос и бритье. Обычно использовалась при обрядном бритье жениха. Дополнялась чехлом для бритвенных принадлежностей.

Учкур (пояс): вышитый пояс с размерами 25 х 125 см. Использовался для украшения одежды или для фиксации шаровар на поясе.

Тройная юбка: женская юбка с разрезом. Вышитая иногда по всей поверхности, иногда только по краям. Дополнялась богато вышитой сорочкой с длинными рукавами. В музеях г. Конья встречаются образцы разных фасонов.

Униформа: одежда на европейский стиль, надеваемая военными Османской империи в 19 - 20 веке. Воротник и манжеты униформы украшались вышивкой. Во Дворце-музее Топкапы находятся униформы султанов Абдульхамида 2-го, Абдульмеджида, Мурада, Мехмеда и Решада. Имеются картины, на которых некоторые падишахи и великие военачальники изображены в униформе. Подобные картины хранятся во Дворце-музее Долмабахче, в Военном музее и в Морском музее.

Яглык: маленькая салфетка, украшенная по краям вышивкой.

Яма иши (лоскутная работа): вышивание узора, который состоит из лоскутков. При этой вышивке края лоскутков закреплялись вышивкой. Особенно популярным было в 19-ом веке при оформлении композиций в виде мозаики. Эта вышивка называется банялукским шитьем. Интересные образцы данного вида вышивки находятся в музеях северной части Боснии и Герцеговины в г. Баня Лука.
osmanli-yastik.jpg
Подушка: опора для спины или головы в виде прямоугольника, квадрата или цилиндра, набитая пухом, хлопком и прочими материалами. Иногда украшалась вышитыми узорами.

Покрывало: ткань квадратной или прямоугольной формы, которой накрываются кровати, диваны и кресла. На рынках продавались в виде набора с двумя подушками. Обычно украшалось вышитыми узорами.

Чехол для лука: чехол для лука. В период Османской империи составляли набор вместе с колчаном. Прекрасные образцы этих наборов хранятся во Дворце-музее Топкапы.

Лицевая сторона одеяла: лицевая сторона одеяла обычно украшена вышитыми узорами.

Шерстяная нитка: пряжа из овечьей шерсти. В некоторых образцах вышивки встречаются шерстяные нити.

Поверхностный песент: первое - узор на документах, который по своему виду напоминает повторяющуюся вышивку песент. Второе - вид двухсторонней вышивки.

Работа блестками: вид украшения с использованием блесток разной величины. При этом виде вышивания блестки с помощью нитки прикрепляются к ткани.

Работа зердуш: вышивка металлическими нитями, иными словами, шитье золотом.

Вышивка цепью: украшение узора ткани вышивкой в виде колец, переплетенных между собой. Используется как на тканях, так и на коже.

 

Эта новость была прочитана 29493 раз.
Читать дальше 1 2 
Предыдущая и следующая новость

НОВОСТИ Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ: Оскорбительные слова, оскорбительные предложения или последствия, комментарии, содержащие нападку на убеждения, не принимаются.
1 Комментарий