Турецкая вышивка периода Османской империи

Турецкая вышивка периода Османской империи

Основными техниками в Тюркской вышивке были гладь, вышивка "ёлочкой", стебельчатый шов, тамбурный шов, а также турецкий шов.

A+A-

Искусство вышивания имеет очень древние корни и занимает важное место в турецкой жизни. Рукоделие нашло особенно широкое применение в Османской Турции, где художественные качества вышивки была так высоки, что ее смело можно приравнять к изобразительному искусству. Это верно даже применительно к предметам, используемым в повседневной жизни дворца, как, например, мужской и женской одежде, нижнему белью, головным уборам, а также различным аксессуарам: ремням, и носовым платкам и пр.

Наиболее яркие примеры турецкой вышивки, однако, это те, которые использовались для мебели во дворцах - диванов и мягких покрытий, напольных покрытий, известных как nihale, стен, дверей штор и чехлов для престола. Вышивка, однако, далеко не является сугубо дворцовым искусством. Наоборот, вышивка используется на всех уровнях общества – от дворцов до хижин. Будь то султан или крестьянин, в повседневной жизни он использовал цвет и красоту вышивки – хоть в оформлении палаток для военной кампании, хоть в украшении тончайших полотенец. 

Вышивка в виде падающих звезд: этот стиль является разновидностью вышивания елочкой и состоит из двух строчек, вышитых друг на друге. Этот стиль придавал ткани ажурный вид. Для получения наилучшего результата использовались ткани с крупным ажуром и толстые нити. На образцах имеется множество разновидностей этого стиля.

Рельефная вышивка (анавата): разновидность поверхностной вышивки, выполнявшейся цветными шелковыми нитями, и создававшей рельефный узор.

Антепская вышивка (вышивка в виде отверстий): этот стиль получил свое название, вследствие того, что до сих используется в городе Антеп, хотя он также известен под такими названиями, как вышивка Силифке, эрменекская вышивка и т.д. Особенностью этого вида является то, что орнамент украшается отверстиями. Обычно этот стиль превращал ткань в кружева, и формы отверстий на вышивке имели названия, такие как зуб мыши, глаз горлицы, чечевица и т.д. В турецком рукоделии типичным для Антепа вышиванием считалось вышивание белыми шелковыми нитями по белому шелку. В этих украшениях привлекает внимание треугольный узор покрывала, выполненный без отверстий. В образцах из города Силифке использовалась хлопчатобумажная ткань, которая расшивалась цветными нитями и украшалась комбинированием вышивки в виде отверстий и в виде падающей звезды. В районе Арваллы города Бурдур имеются разновидности подобного шитья цветными хлопчатобумажными нитями.

Аппликация: узор, выполнявшийся прикреплением к украшаемому материалу орнамента, изготовленного отдельно. Аппликация делилась на два вида: открытую и закрытую (прямую).

Первый вид вышивался так: приготовленный узор пришивался к материалу завернутым швом или вышивкой фестоном, а края впоследствии отрезались, а второй вид готовился следующим образом: ткань на отрезке между краем узора и вышивки, надрезалась ножницами и подшивалась скрытым швом. К аппликациям периода Османской империи можно также добавить украшение позолотой, серебром, драгоценными камнями, металлическими пластинами. Эти пластины для закрепления на ткани имели либо отверстия, либо прищепки. После прикрепления эти узоры также украшались широкой тесьмой. Образцами этого стиля можно назвать произведения, изготовленные в сотрудничестве ювелиров и вышивальщиков и выставленные в музее Топкапы: покрывала, подушки и занавеси для трона, колчаны и чехлы для лука, кобура, портфели, чехлы для Корана, а также хранящийся в Военном музее костюм водовоза, украшенный латунными табличками. В конце 19 и в начале 20 веков в торговых рядах вместо этих табличек получили распространение зеркальные таблички, которые мы можем видеть на платьях и жилетах того времени.

Вышивка в виде каракуля: этот вид выполнялся при помощи специального приспособления (прямоугольный прут, с проходящей через него нитью, имеющий на одном конце иглу, а на другом молоточек, приводящий его в движение). Украшаемая ткань вышивалась с изнаночной стороны. Этот инструмент при использовании прикладывался к узору с обратной стороны и, двигая молоточком сверху вниз, выполнялась вышивка. Для достижения наилучшего результата использовались толстые шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и т.д. нити и плотные ткани.

Попона: покрывало, используемое для того, чтобы накрыть лошадь, обычно прикреплялось к седлу. Имеется множество образцов.

Покрывало для зеркала: покрывало 50х120 см использовалось, чтобы закрыть или украсить зеркало. Как правило, оно изготавливалось из льняных, хлопчатобумажных и шелковых тканей, расшитых разными видами вышивки. Можно привести в пример покрывала 17 века, украшенные треугольными композициями.

Орнамент в виде узлов: используемая в кружевах окантовка, также известная как узлы Кастамону и т.д., выполнялась без использования инструментов (иголок, спиц, крючков). Нить, находящаяся справа, оборачиваясь вокруг нити, находящейся слева, и натягиваясь образовывала узел, известный под называнием «узел Сулеймана». Помимо Кастамону, образцы подобных кружев производились в Тарсусе и Чоруме. Примеры этого стиля наблюдаются в киргизских и казахских тканях.

Вышивка в виде чешуи: обычно используемая для украшения листьев, ветвей и стеблей цветов на орнаментах, эта вышивка состоит из встречных, перекрестных и завернутых швов. Этот вид на Западе, являвшийся свободным стилем без определенного количества стежков, в турецкой вышивке выполнялся так, чтобы обе стороны, украшенные узором, были идентичны, и имел четкую схему. Этот орнамент выполнялся определенным количеством стежков, образовывавших диагонали, которые были расположены параллельно. Являющаяся разновидностью этого стиля славянская вышивка выполнялась без применения иных узоров, и стежки диагоналей вышивались один поверх другого. Церемониальные платки, выставленные в музее Топкапы, являются шедеврами этого стиля.

Люлька - покрывало для люльки: для украшения люлек, изготовленных из древесины, металла и т.д. использовались разновидности покрывал и подстилок. Эти прямоугольные или квадратные покрывала обычно вместе с подушками составляли набор. Помимо кожаных украшений, люльки, выполненные из древесины, дополнялись наборами, состоящими из двух подушек, покрывала и перевязи. Образцы, хранящиеся в частной коллекции, находящейся в городе Аяш, представляют нам информацию об этих принадлежностях.

Свадебное платье «биндаллы»: платье из атласа или бархата, шитое металлическими нитями. Как правило, это длинное платье имело два вида: прямого покроя и сшитое как жакет и юбка. Присутствовали модели с воротом и без.

Платок для свертка (котомки): квадратный или прямоугольный платок размерами 73х73 см, 75х70 см, 114х100 см, 140х140 см, из атласной, бархатной, льняной и хлопчатобумажной ткани, используемый для хранения и переноски вещей. Занимает обширное место в турецком искусстве.

Бухарская вышивка: этот вид вышивки отличается от остальных тем, что ткань под орнаментом не видна. Вышивка выполнялась следующим образом: игла, выходя из одного края нарисованного узора, погружалась в ткань на другом краю вышивки с равномерными промежутками. Соединяющие узоры переходы выполнены частыми стежками. Этот стиль, отличавшийся от румынского шитья, был популярен в Туркменистане и Узбекистане. Обычно в вышивке внешняя и внутренняя нити были одного вида. Но на некоторых образцах мы можем видеть использование нитей разного цвета. Также использовались в вышивке оттенки одного цвета, такие, как сине-голубой, розово-коралловый и т.д.

Короткий кафтан: надеваемый на рубаху, не имеющий воротника и выполненный из атласа, бархата, сукна и т.д., а также украшенный вышивкой вид верхней одежды.
Джигердельди (вышика в виде отверстий): это вышивка, выполненная в свободном стиле, состоящая из отверстия, вырезанного на ткани, и, украшенного по краям фестоном. Также есть разновидность этой вышивки, при которой ткань не вырезается. В турецкой вышивке этот вид по особой схеме с определенным количеством стежков, которая представляла собой узор, вокруг которого вышивалась квадратная рамка с переходами, направленными к центру, в связи с чем кажется, что орнамент выполнен вокруг отверстия.

Книжная обложка: облегающее переплет, используемое для сохранности книги и украшенное вышивкой изделие из кожи.

Стебельчатый шов: это шов, выполненный в виде зигзага и вышитых в ряд треугольников. Есть две разновидности этого стиля: шитье по горизонтали и по диагонали.

Чехол для Корана: украшенное вышивкой изделие из кожи, выполненное в виде мешочка с ручкой и используемое для подвешивания на стенку, хранения и ношения Корана.

Шатер: переносное жилище, состоящее из деревянного каркаса и ткани, покрывающей этот каркас. Существовали модели с окнами и трубой. Шатры покрывались двумя видами ткани: одной поверх каркаса, а вторая украшала его изнутри. Он окружался суконной изгородью, называемой «зокак». Образцы этой изгороди и шатров, расшитых узорами, находятся в Военном музее как свидетельство развития искусства вышивки в Турции.

Перекрестный шов: одна из разновидностей вышивания по муслину, двухпетельный вид гобеленовой вышивки. Впоследствии названный «каневиче», этот стиль в 19 веке стал украшать народную одежду.

Простыня: использовавшееся для предотвращения загрязнения кровати и подстилаемое под одеяло прямоугольное покрывало, украшенное вышивкой.

Платок: украшенное по краям и углам вышивкой льняное или хлопчатобумажное покрывало размером 60х60 см.

turk-motifleri.jpg

Вышивка Чини: один из видов завернутого шва, начинаемый короткими завернутыми стежками, впоследствии переходящий в завернутый шов. В результате вышивка выглядела как бы уходящей вглубь.

Жилетка: не имеющая воротника и рукавов верхняя одежда, спина и края которой расшиты вышивкой.
Шитье золотом и серебром (марашская вышивка): разновидность поверхностной вышивки. Также в некоторых источниках именуемая бурсинской вышивкой или вышивка зердуз. Выполняется такими стилями, как плетеный, завернутый и чешуйчатый швы. Как правило, эта вышивка выполнялась на формах из липы, но встречаются также образцы, изготовленные на формах из картона и толстого сукна. В период Османской империи в основном эта вышивка была золотого и серебряного цвета. И если в народе использовались металлические нити этих цветов, то при дворе вышивали настоящим золотом и серебром. Выполнялась вышивка на пяльцах двумя нитями, одна из которых велась по поверхности ткани, а другая закрепляла ее. Помимо иглы также использовалось шило. Для того, чтобы металлическая или покрытая металлом нить держалась на поверхности ткани, ее закрепляли вощеной нитью, которая оставалась под подкладкой и не портила вид.

При вышивании ткань закреплялась на пяльцах, что освобождало обе руки. Для получения наилучшего результата нити должны быть тонкими, а нужная толщина достигалась увеличением количества нитей.

Покрывало для дивана: длинное прямоугольное покрывало, украшенное вышивкой и выполненное из бархата и т.п.. и вместе с подушками образующее набор.
Ткань, наматывающаяся на чалму: широкий длинный отрез ткани, украшенный вышивкой. Интересными образцами являются расшитая позолоченной нитью черная ткань, украшенная красными и желтыми узорами.

Кальсоны: нижнее белье до колена или до лодыжки. Украшено вышивкой в виде бордюра.
Двусторонняя вышивка (с разными узорами): также называлась измирской вышивкой, выполнена при помощи таких инструментов, как игла, карандаш, линейка и т.д. Обе стороны ткани украшены разными узорами. В период Османской империи помимо торговых рядов производилась и в домах. Она также продолжила свое существование в республиканский период.
Настенный ковер: используемое для украшения стен, размерами с коврик для совершения молитвы, выполненное из таких тканей, как атлас, сукно, бархат и хлопчатобумажная ткань, расшитое полотенце.

Покрывало для седла: используемое для украшения седла покрывало. Особенно интересны покрывала, изготовленные для седла, на котором сидела невеста. Образцы находятся в таких музеях, как Топкапы, Военный и Музей города Аланья. Обычно прямоугольные покрывала украшались вышивкой.

Платье: длинная одежда, надеваемая под кафтан и халат, с широким воротником и с длинным рукавом, а также гораздо меньших размеров для детей.
Юбка: надеваемая под жакет верхняя одежда длиной по колено или по лодыжку.

Вышивка по канве: известна также под названиями боснийская вышивка и гобеленовая вышивка. Имеет прямую и диагональную форму. Рисунок вышивки на обеих сторонах ткани одинаковый. Вышивается с помощью строгого обрабатывания продольных и поперечных нитей ткани. Вышитый узор имеет треугольную форму и форму в виде «баклавы» (вид турецких сладостей). Узор состоял из горизонтальных и вертикальных полосок, которые напоминают лестницу. Особенность вышивки заключается в том, что, в зависимости от ткани, стежки имели ширину 3, 4, 5 и более нитей вышиваемого материала.

Хырка (халат): длинный жакет без воротника, преимущественно из льняной ткани. Между подкладкой и внешней тканью находилась толстая стежёная хлопковая ткань. В некоторых образцах края халата и рукава отделаны вышивкой.

Ильме: в терминологии турецкого вышивания (Сюзени). Представляет собой вид вышивки цепочкою. В данном виде вышивания, в отличие от нормального, размеры колечек намного меньше.

Шелк: мягкая блестящая ткань, вытканная из волокна коконов тутового шелкопряда.
Шелковая нить: нитка, полученная обработкой коконов тутового шелкопряда.

osmanli-kaftan.jpg

Кафтан: длинная верхняя одежда с широкими рукавами, без застежек. Обычно надевается поверх платья. Иногда украшается вышитыми узорами. В период Османской империи кафтаны украшались вышивкой по всей поверхности. Встречаются образцы кафтанов, где украшена вышивкой и подкладка.

 

Эта новость была прочитана 30819 раз.
Читать дальше 1 2 
Предыдущая и следующая новость

НОВОСТИ Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ: Оскорбительные слова, оскорбительные предложения или последствия, комментарии, содержащие нападку на убеждения, не принимаются.
1 Комментарий